Иосиф
Бродский
***
Для меня деревья дороже леса
***
Приехать к морю в несезон,
помимо матерьяльных выгод,
имеет тот еще резон,
что это - временный, но выход
за скобки года, из ворот
тюрьмы. Посмеиваясь криво,
пусть Время взяток не берет,
Пространство, друг, сребролюбиво!
***
Страстная. Ночь.
И вкус во рту от жизни в этом мире,
как будто наследил в чужой квартире
и вышел прочь!
***
Ниоткуда, с любовью, надцатого мартобря,
дорогой уважаемый милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях;
я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;
поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне -
как не сказано ниже по крайней мере -
я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.
***
Я всегда твердил, что судьба - игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
как способность торчать, избежав укола.
Я сижу у окна. За окном
осина.
Я любил немногих.
Однако - сильно.
Я считал, что лес - только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.
Что, устав от поднятой веком пыли,
русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
Я сижу у окна. Я помыл
посуду.
Я был счастлив здесь, и
уже не буду.
Я писал, что в лампочке - ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.
Что не знал Эвклид, что сходя на конус,
вещь обретает не ноль, но Хронос.
Я сижу у окна.
Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой
отплюнусь.
Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
не дает побега; что луг с
поляной
есть пример рукоблудья, в природе данный.
Я сижу у окна, обхватив
колени,
в обществе собственной
грузной тени.
Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу у окна в
темноте; как скорый,
море гремит за
волнистой шторой.
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она
не хуже
в комнате, чем темнота
снаружи.
1971
***
Ибо в
темноте -
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети
лишь оправданье нашей наготе.
***
Время больше пространства. Пространство - вещь.
Время же, в сущности, мысль о вещи.
Жизнь - форма времени, Карп и лещ -
сгустки его. И товар похлеще -
сгустки. Включая волну и твердь
суши. Включая смерть.
Недостаток пространства всегда возмещается недостатком времени и
наоборот.
Пространство - вещь, тогда как время есть мысль о вещи.
Жизнь имеет гораздо меньшее отношение в времени, чем смерть (которая
длинней), с .т.з. времени смерть и любовь - одно и тоже: разница может быть
замечена только человеком.
Наравне с землей, водой, воздухом и огнем - деньги суть пятая стихия
(пятый элемент), с которой человеку приходится считаться.
Прежде, чем изложить свои доводы, как сильно ты ни ощущаешь свою
правоту, следует сначала перечислить все аргументы противной стороны.
Поездка за границу - попытка избежать ощущения мира как улицы с
односторонним движением.
Красота всегда немного обессмысливает действительность.
Стихотворные размеры сами по себе - духовные величины. Они не могут
подменяться друг другом. Несоответствие размеров - это несовпадение в дыхании и
в сокращениях сердечной мышцы. Несоответствие в системе рифмовки - несовпадение
мозговых функций.
Бог = время = вода » музыка
Не превращать свою эмоциональную жизнь в пищу - добродетель. Работы
всегда вдоволь, вдоволь внешнего мира.
Эстетическое чувство = инстинкт самосохранения > этика
Когда глазу не удается найти красоту, он приказывает телу ее создать, а
если и это не удается, приучает его считать уродливое красивым.
Для меня ад холодный, очень холодный. Я бы оставила круги, но сделала
их ледяными, и чтобы температура падала с каждым витком. Ад - это Арктика.
Верность стоит чего-то лишь до тех пор, пока она есть дело инстинкта
или характера, а не разума.
В определенном возрасте и при определенной специальности ответная
любовь необязательна.
Любовь есть бескорыстное чувство, улица с односторонним движением. Вот
почему можно любить города, музыку, мертвых поэтов, или, в случае особого
темперамента божество. Ибо любовь есть роман между предметом и его отражением.